четверг, 9 октября 2014 г.

Fahrenheit 451°F: …посмотри на мир, что лежит перед тобой!


Когда Гитлер сжигал книгу, я остро чувствовал, уж простите меня, будто он убивал человека. Впрочем, в конечном итоге истории, люди и книги — одной плоти.
Рэй Брэдбери.

Библиотека им. А.С.Пушкина продолжает собирать любителей кинематографа в своих стенах. 5 октября в клубе «Кинопоказы. Каменск – Уральский» состоялся просмотр фильма 451 градус по Фаренгейту (Fahrenheit 451), снятый по одноименному роману Рэя Бредбери. Год выпуска 1966. Этот фильм стал первой англоязычной и первой цветной картиной Франсуа Трюффо, а в главных ролях блистали Оскар Вернер и Джули Кристи.

Почему такое название… В эпиграфе романа говорится, что температура воспламенения бумаги — 451 °F (233 °C).

Хотя, в  качестве названия фильма рассматривался вариант «Феникс», чтобы придать ему более интернациональный характер, но, в конце концов, Трюффо остался верен названию, данному Рэем Брэдбери.

Роман антиутопия. Сюжет довольно прост и вместе с тем драматичен. Дома стали несгораемыми, а пожарные стали сжигателями книг. Чтение уже давно запрещено законом — как занятие, делающее людей несчастливыми. Пожарные сурово преследуют оставшуюся горстку чтецов-нелегалов.

Кадр из фильма.

Главный герой романа, Гай Монтэг, работает «пожарным» (что в романе подразумевает сожжение книг), он не прочел за свою жизнь ни одной книги, но все же вместе со своей бригадой безжалостно преследует книголюбов и не может понять, почему они так цепляются за ворох старой бумаги.


По дороге с работы домой Монтег знакомится с молодой учительницей Клариссой… Вот она то и перевернет все его представления о жизни.

Роман был экранизирован и неоднократно поставлен  на сцене. В 1966 году фильм по повести снял Франсуа Трюффо, бережно перенеся на экран образы из книги. Режиссёр позволил себе неожиданный эксперимент, задействовав в роли Клариссы и в роли жены Монтэга (которого играет Оскар Вернер) одну и ту же актрису (Джули Кристи).

Кадры из фильма.

 Несмотря на некоторые разногласия режиссёра с самим Брэдбери, эта экранизация уже считается классической.

Фильм снят смело и своеобразно, без попыток воспроизвести книгу дословно. Колоссальное количество времени занимают сцены сжигания книг — минутами можно наблюдать крупные планы горящих страниц. Жуткое, надо сказать, зрелище. Прав, тысячу раз прав Брэдбери, кажется, что сжигают живых людей.

Ещё один интересный момент —  в течение фильма практически ничего нельзя прочесть, за исключением, пожалуй, названий на обложках сжигаемых книг. Название картины  и открывающие фильм титры произносит голос за кадром, и даже газета, что берёт Монтэг, сплошь из картинок… Текста нет.

Сюжет книги не совпадает с фильмом. Хотя, для этого фильма это необязательное условие. Например, Кларисс выживает в фильме и в конце покидает город вместе с Монтэгом. Кроме того, в фильме отсутствует один из центральных персонажей романа — профессор Фабер. Он появляется лишь мельком в одной сцене как старый человек, спящий на скамейке в парке.
Кинопресса неоднозначно отнеслась к фильму после его выхода. Мартин Скорсезе называл его недооценённым, четко повлиявшим на его собственные работы. Автор романа Рэй Брэдбери экранизацией был доволен. Однако, утверждение на двойную роль Джули Кристи считал ключевой ошибкой.

Мало внимания уделяется остросюжетным моментам — сценам погони, войне и прочим. В книге остаётся неясной и судьба Клариссы. Она просто растворяется к концу романа. Брэдбери говорил, что, если бы писал роман «сейчас», то непременно бы ввёл её ещё раз в конце книги. «Она слишком хороший персонаж, чтобы можно было её потерять». Поэтому во всех сценических постановках романа Брэдбери ещё раз выводил её на сцену (ненадолго, ближе к концу действия). И этот фильм не стал исключением.

Связь сегодняшней реальности и кадров, снятых почти 50 лет назад очевидна. Часто ли мы говорим о том, что думаем или чувствуем? Утром спеша на работу, вечером  - домой, забывая, не успевая остановиться и задуматься… например, о … да хоть о чем, например!

Обсуждение после фильма.
 


Равнодушным после просмотра не остался никто. Это и понятно. Фильм очень трогательный. Динамичная музыка, яркие, лишенные полутонов цвета, строгие костюмы, напоминающие военную форму, обустроенный всяческой «машинерией» быт... Режиссеру великолепно удалось передать на экране стерильность мира будущей цивилизации, паническую боязнь ее рядовых граждан нарушить малейшие запреты.

Мысль. …без книг не будет никаких противоречивых мыслей и теорий и никто не будет выделяться, становиться умней соседа. А с книгами — «кто знает, кто может стать мишенью хорошо начитанного человека?». 

Наверное, собираясь вместе и обсуждая просмотренные фильмы можно несколько иначе посмотреть на мир.

Посмотри же вокруг, посмотри на мир, что лежит перед тобой! Лишь тогда ты сможешь по-настоящему прикоснуться к нему, когда он глубоко проникнет в тебя, в твою кровь и вместе с ней миллион раз за день обернется в твоих жилах.
Все он же – великий мастер слова Рэй Брэдбери.

Все это для того, чтобы понять, что мир уступает дорогу тому, кто знает куда идёт...

Сайт:http://raybradbury.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий