пятница, 13 июля 2012 г.

Лермонтовский Пятигорск


   15 июля  исполнится 171 год со дня смерти русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.  Жизнь и смерть великого поэта связана с красивейшим городом на Северном Кавказе – Пятигорском.
«… Где по кремням Подкумок мчится,
Где за Машуком день встает,
А за крутым Бешту садится…»
   Именно здесь в те далекие годы зародилась великая любовь поэта к «синим горам Кавказа». Она согревала и тревожила сердце его до последних дней жизни, трагически прерванной у подножия горы Машук. Здесь все дышит воспоминаниями о нем; и тихие улицы старого города, и горячие источники, и Машук, и даже воздух, который, по словам Лермонтова, «чист и свеж, как поцелуй ребенка».
   В 2007 году мне представилась возможность посетить этот славный город, где так тесно переплелись нити личной и творческой биографии поэта. Где глядя на окружающий пейзаж, в памяти всплывают знакомые стихи и сюжеты из произведений.
   «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе».
Кавказские горы


«Кругом, налево и направо,
Как бы остатки пирамид,
Подъемлясь к небу величаво,
Гора из-за горы глядит;
И деле царь их пятиглавый,
Туманный, сизо-голубой,
Пугает чудной вышиной».
М. Ю. Лермонтов. «Измаил-Бей»
Гора Бештау

Провал



   «… он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и скал; взбираясь на гору, я подал руку княжне, и она ее не покидала в продолжение целой прогулки… Мы пришли к провалу; дамы оставили своих кавалеров, но она не покидала руки моей. Остроты здешних денди ее не смешили; крутизна обрыва, у которого она стояла, ее не пугала, тогда как другие барышни пищали и закрывали глаза».
«Княжна Мери»
   Провал известен еще по одному литературному произведению Ильфа и Петрова «12 стульев». Сейчас главный герой – Остап Бендер стоит у входа.

Вид на Эльбрус

Я видел горные хребты,
Причудливые как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляю бег –
Как будьто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
В дали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих как алмаз,
Седой, незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
«Мцыри»

Академическая галерея
   «Спускаясь в середине города, я пошел бульваром… Наконец вот и колодец!.. На  площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя».
                                                                                                      «Княжна Мери»




Здесь произошла встреча Княжны Мери с Грушницким

Грот Лермонтова
Здесь встретились персонажи лермонтовского романа Печорин и Вера.

Грот Лермонтова (слева) и беседка "Эолова арфа"

Беседка «Эолова арфа»
   «… внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок; шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом. – Весело жить в такой земле!»


Институт курортологии (бывшая Ресторация)
   «Зала Ресторации превратилась в залу благородного собрания. В 9 часов все съехались. Княгиня с дочерью явились из последних… Танцы начались польским; потом заиграли вальс. Шпоры зазвенели, фалды поднялись и закружились».
«Княжна Мери»

Грот Дианы
   "Лермонтов необыкновенно много танцевал, да и все общество было настроено как-то особенно  к веселью… Кто думал тогда, кто мог предвидеть, что через неделю после такого вечера настанет для многих, или, лучше сказать, для всех нас, участников, горесть и сожаление?»
Н. И. Лорер Из «Записок декабриста»

Домик М. Ю. Лермонтова
   «Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли».
«Княжна Мери»

Лермонтовские ванны
   «… Я теперь на водах, пью и принимаю ванны, в общем, живу совсем как утка… Я каждый день брожу по горам, и только это укрепило мои ноги…»
М.Ю. Лермонтов – М. А. Лопухиной. 1837 г.

Памятник на месте дуэли
«Я предузнал мой жребий, мой конец,
И грусти ранняя на мне печать;
И как я мучусь, знает лишь творец;
Но равнодушный мир не должен знать.
И не забыт умру я».
«1831. Июня 11 дня».

Первоначальное место захоронения поэта

Памятник М. Ю . Лермонтову

   «В небольшом скверике, в центре Пятигорска стоит памятник М. Ю. Лермонтову. Первый в России памятник поэту. Он был открыт 16 августа 1889 года.  Памятник сооружен за счет народных пожертвований. Сбор средств продолжался 18 лет. Был объявлен конкурс на лучший проект  памятника. Его победителем стал скульптор А. М. Опекушин, автор знаменитого памятника А. С. Пушкину в Москве».  Валентина Навериани «Лермонтовский Пятигорск»
Лермонтовская галерея

   
   Лермонтовская галерея установлена в честь 100-летия курорта Кавказских Минеральных Вод. Официально открытие галереи состоялось 15 июля 1901 года – в 60-летнюю годовщину гибели М. Ю. Лермонтова. Здесь выступали многие выдающиеся люди: Шаляпин, Ермолова, Собинов, Маяковский.
   Пятигорье пленяло и вдохновляло многих. Здесь бывали Одоевский, Белинский, Лев Толстой, Белинский, а позже Маяковский, Есенин, Алексей Толстой. Здесь родился романс «Тайна» композитора А. А. Алябьева. На рукописи нот дата: «Пятигорск, 17 июля 1831 года».
   Здесь бывал и А. С. Пушкин. В 1924 году, когда отмечалось 125-летие со дня рождения А. С. Пушкина, Новые ванны были переименованы в Пушкинские. А еще раньше на месте этих ванн была усадьба Е. А. Хастатовой, куда в 1920-м и 1825 годах приезжал Лермонтов с бабушкой.


Комментариев нет:

Отправить комментарий