пятница, 20 апреля 2012 г.

Многоликий «Фауст»


     Образ астролога-чернокнижника Иоганна Фауста, жившего в XVI веке в Германии, на протяжении нескольких столетий будоражит воображение творческих личностей.
Иоганн Вольфганг Гёте
   Легенда о Фаусте по-разному рассказывалась в «народной книге» — «История о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике», произведениях Лессинга, Клингера, Ленау, английского драматурга Кристофера Марло (автора первой драматической обработки «Трагической истории доктора Фауста»). Но наиболее мощного своего художественного выражения тема о Фаусте достигает в трагедии Гёте.

  Эта трагедия Гете, в свою очередь, воодушевила многих музыкантов. Одно лишь перечисление композиторов и произведений, вдохновленных «Фаустом», составило бы объемистый том. Приведем лишь наиболее важные из них. Еще при жизни Гете герцог Радзивилл написал к «Фаусту» музыкальное, сопровождение, о котором похвально отзывался друг и советчик Гете по вопросам музыки — Цельтер. С ведома великого поэта написал сопроводительную музыку к «Фаусту» Эбервейн.

Гектор Берлиоз
   Первым достойным воспроизведением гетевского «Фауста» в музыке было «Осуждение Фауста» Берлиоза. Мировой успех оперы Гуно вновь привлек внимание музыкантов к теме Фауста. В 1887 году публикует свою оперу немец Генрих Цельнер. Но  более громким успехом пользовалась опера итальянца Арриго Бойто «Мефистофель». Бойто к тому времени уже вписал свое имя в историю музыки созданием либретто к «Отелло» и «Фальстафу» Верди.

      В качестве курьеза можно упомянуть попытку немецкого композитора Брюггемана, который переложил на музыку всего «Фауста», причем исполнение этого произведения было рассчитано на целых три вечера!

   Особо длинного перечисления потребовали бы симфонические произведения о Фаусте. Даже Рихард Вагнер сочинил увертюру «Фауст». Фигуру доктора, заключившего союз с дьяволом, показывает нам Антон Рубинштейн в симфонической картине, Ференц Лист пишет «Фауст-симфонию», где дает музыкальные образы Фауста, Маргариты и Мефистофеля. Роберт Шуман посвятил гетевскому творению большое концертное произведение.

     А великого композитора Людвига ван Бетховена даже на смертном одре занимала мысль о воплощении «Фауста» в музыке: «О, это была бы настоящая работа; здесь человек мог бы показать, на что он способен...» «Я надеюсь, что все-таки напишу то, что будет вершиной и для меня, и для искусства — «Фауста»!».
Делакруа, иллюстрация к "Фаусту"
   Образ Фауста в изобразительном искусстве воплотил ряд художников-романтиков: Делакруа, Корнелиус, Ретш — Retzsch – все они иллюстрировали трагедию Гёте.

   Так же эту тему разрабатывали: Рембрандт (офорт «Фауст»), Каульбах, Врубель (панно триптих) и многие другие.

  Даже перечисляя, всех кто когда-либо обращался к теме этой трагедии, удивляешься, скольких творческих личностей она вдохновила на написание шедевров. А если посмотреть, послушать и почитать все эти произведения, то действительно убеждаешься в том, как многолик образ Фауста в мировой культуре. И поэтому, такая интересная тема не могла не привлечь внимание библиотекарей. Ей была посвящена выставка в отделе литературы по искусству под тем же названием что и этот пост - «Многоликий Фауст».


На ней представлены различные материалы по темам:
Фауст в изобразительном искусстве, литературе, музыке,

кинематографе.


    Тема «Фауст в кинематографе» особенно интересна, в связи с нашумевшим фильмом Сокурова «Фауст». Но об этом читайте в следующем посте.


Комментариев нет:

Отправить комментарий